муниципальный конкурс (г. Новочеркасск)
профессионального мастерства "Молодой
учитель"
Эссе
«Моя педагогическая деятельность».
Автор: Ганжа Юрий Витальевич,
учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 5
Моё педагогическое кредо – прежде
любить, потом учить. Диплом педагогического вуза – всего только документ на
право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность
учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия
для развития его способностей. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни,
своих возможностях и ценностях, в сущности, философ. Учитель – вдвойне, так как
эта профессия одна из самых ответственных. Я являюсь представителем
третьего потомственного поколения
династии учителей в нашем роду. Еще мой дедушка – Ганжа Леонид Григорьевич, работал учителем, директором школы, дошел до
должности главного специалиста отдела образования. Мой отец – Ганжа Виталий
Леонидович, работал: преподавателем ХАИ (Харьковского Авиационного института),
карьерный рост окончился в должности проректора КУЭИТУ (Кременчугского
Университета экономики информационных технологий и управления) и моя мать
Светлана Петровна, учитель информатики, специалист высшей квалификационной
категории, учитель года в номинации «Информатика». Вместе их трудовой стаж, более
100 лет. Для меня это пример мужества и самоотдачи любимому делу.
Воображение рисует передо мной образную
картину, которая поможет осмыслить мою педагогическую философию. Вот винтовая
лестница, она высокая с бесконечным количеством ступенек. По ним пойдут дети, а
поведу их я - учитель. Мои знания, мой опыт, моё терпение и трудолюбие должны
помочь каждому в преодолении ступеньки за ступенькой. И именно я помогу ребятам
объединиться, научу их логически мыслить, правильно действовать, не бояться
трудностей, находить выход из любой запутанной ситуации. Я им необходим! И вот
мы поднимаемся по ступенькам винтовой познавательной лестницы. Почему именно
винтовой? Потому что она необычна, она интереснее, чем обыкновенные прямые
лестницы, хорошо знакомые детям. Уроки - ступеньки на этой лестнице становятся
какими-то головокружительными, заманчивыми, захватывающими. Тут каждый
испытывает, развивает и закаляет себя как человека, испытывает, развивает и
закаляет свои возможности, способности. Конечно, этому будет способствовать не
лестница сама по себе, а те способы подъёма по ней, те формы общения,
стимулирования, которые я буду вносить в их школьную жизнь.
Образ ступенек понадобился для отражения
воспитательной роли урока. Тут нельзя толкаться, нельзя думать только о себе.
На узких и высоких ступеньках крутой лестницы легче осмысливаются проблемы
взаимопомощи, чуткости, дружбы; проблемы воспитания, обучения и развития;
взаимодействие учителя, ученика и семьи.
Почему ступеньки высокие? А как же
иначе? Зачем же я нужен детям, если по ступенькам учения они смогут подняться
сами? Школьные науки существуют вместе со мной - с их учителем. Ступеньки
высокие потому, что, следуя теории
развивающего обучения, учебный материал, с одной стороны, должен
соответствовать уровню развития сил ученика (то есть уровню, который считается
уже достигнутым), с другой стороны, должен быть значительно отдалён от него. Иначе,
если возможности ученика и учебный материал станут равны, дальнейшее активное
развитие ученика не состоится.
Но как же в таком случае ученику усвоить учебный материал?
Своими силами ему, конечно, не справиться с ним. Ему нужен посредник, который
сделает учебный материал доступным для него и тем самым поможет ему подняться
выше. В этом процессе ученик будет познавать мир, впитывать в себя нормы
общественной жизни. Ступеньки должны быть высокими.
Я должен быть главным организатором
движения каждого ученика вверх. Иногда
мне хочется спросить: «Ну как, ребята? Трудно вам подниматься по этим
ступенькам?» - И я уверен, что услышу ответ: «Трудно», но ведь так и должно
быть! Одно дело, когда стоишь перед
трудностью один на один и не знаешь, что делать, а другое дело, когда знаешь
что делать, знаешь, к кому обратиться за помощью и советом. Да, это совсем
другое дело. Трудность не помеха познавательному интересу, наоборот, когда
трудно, тогда и интересно! Трудно потому, что надо думать, надо искать, надо
делать, надо соображать! Трудно потому, что их
силы ещё не совсем окрепли. Но у
меня, их наставника, есть сила, я потому и есть для них, чтобы поделиться ею с
ними. Нет, я не буду брать каждого из них на руки и ставить на последующую
ступень.
Моя задача иная: помочь каждому преодолеть все трудности и познать
радость победы, научить высказывать своё мнение (с аргументами, рассуждениями),
научить поставить вопрос (серьёзный, умный, содержательный), оценивать старания
и результаты работы товарища, планировать
свои действия. Ведь каждая крупица
мысли, заряженная страстью познания, радостью открытия, чувством сотрудничества
и взаимопомощи, сливается в единое целое - личностное и коллективное познание
себя и мира.
И, наверное, моё учительское счастье состоит в том особом доверии,
которое так щедро дарит нам детское сердце. И дай мне Бог каждое своё слово,
каждый свой шаг совершать во благо наших детей, их будущего, а значит, и
будущего нашего Государства - России.
|